Японская иена по отношению к американскому доллару в последнее время укрепляется. Вместе с этим растут расходы японских компаний, производство становится дороже. Сильная иена съедает большую часть прибыли. Единственный способ компенсировать недополученные прибыли – повышать цены.
Российские автопотребители уже почувствовали, что японские автомобили, которые у нас продаются за долларовую валюту, вдруг стали дороже. Так, например, еще в августе Mazda 1,5 л “автомат” стоила 450 тыс. рублей, что равнялось $19 400 ($1 = 23,2 руб.) или 2 134 000 иен ($1 = 110 иен). В ноябре же иена подорожала к доллару ($1 = 97 иен), который в свою очередь укрепился к рублю (27,5 руб. за доллар), и в результате та же самая Mazda при сохранении прежней цены в иенах стоила бы уже 605 тыс. рублей, или $22 000. Тем не менее в автосалонах эта модель предлагается “всего” за 513 000 рублей – иначе покупателей не будет совсем.
В представительстве Mazda подтвердили, что цена автомобилей Mazda увеличилась в среднем на 10%, что вызвано реакцией на изменение курсов валют, в которых Mazda работает. “Предыдущее повышение было осуществлено 1 апреля 2008 года (начало финансового года) и являлось плановым, – сказала PR-менеджер Mazda в России Маша Магуайр. – Mazda делает обзор рынка и может дважды в год корректировать цены, чтобы оставаться на уровне конкурентов”.
В целом представительства японских автопроизводителей в России дали понять, что в случае сохранения сегодняшних тенденций на валютном рынке после Нового года можно ожидать внепланового повышения цен на японские автомобили. В представительстве Subaru отметили, что ситуацию нельзя считать благоприятной. “Иена растет, мы в этой ситуации чувствуем себя хуже, так как теряем прибыль на курсе”, – прокомментировал PR-менеджер Subaru в России Илья Каменский. По словам И. Каменского, “есть опасение”, что после Нового года цены подрастут (не считая традиционного ежегодного повышения в начале года). Точной информации по этому поводу пока нет, ведь как будут меняться международные курсы валют, на данный момент предсказать практически невозможно.
“До конца года мы цены точно менять не будем. А что будет потом, мы сейчас думаем, – говорит PR-менеджер Toyota в России Татьяна Русакова. – Скорее всего, будем повышать. Это связано с изменением курса доллара и рубля. Для европейских автопроизводителей сегодняшняя ситуация выгодна, так как евро дешевеет и они получают с этого прибыль. Для нас и ряда других компаний, которые расчеты производят в долларах, ситуация менее выгодна. Доллар растет, и мы прибыль теряем”.
В представительстве Honda отметили, что пока команды на повышение цен не было. “Мы повышали цены в этом году в следующем порядке: на модели Legend, Jazz, Civic Type R примерно на $1000 в связи с тем, что модели этого года поставляются с расширенным набором опций, – рассказала PR-менеджер Honda в России Екатерина Николаева. – На модель Honda Accord цена была повышена в связи с тем, что вышла совершенно новая модель. На обновленную Honda Legend, вышедшую месяц назад, цена поднялась незначительно, так как это обновленная модель с более мощным двигателем и дополнительным набором опций”.
Дилеры японских брендов в свою очередь считают, что автопроизводители должны сделать все, чтобы удержать рост цен в рамках 10% за свой счет, если потребуется, поскольку больший рост может сказаться на позициях марки на рынке. По словам директора по продажам “Subaru в Крылатском” Владимира Койнова, традиционный сезонный спад спроса укладывается в 10-15%, но в этом ноябре ситуация “намного хуже”. В настоящее время в Subaru идут сезонные скидки на модельный ряд 2007-08 гг. выпуска, но, по словам В. Койнова, здесь ожидают “кризисного” роста цен, связанного с разницами валют, сразу после Нового года. “Скорее всего, это будет касаться автомобилей 2009-2010 гг. выпуска”, – сказал В. Койнов.